Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
29.01.2016

22 января 2016 года Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (далее Рекомендации).

Информация, представленная в Рекомендациях, разбита на несколько частей. Так, I и П части предназначены для аудиторов, но бухгалтеры, которым предстоит прохождение аудиторской проверки, также могут с ними ознакомиться, в особенности с частью П. Ведь именно в этой части сказано, что аудиторы должны уделить особое внимание следующим моментам:

- как аудируемое лицо соблюдает Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и противодействию терроризму;
- соблюдение аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции.

Информация, изложенная в части Ш, будет одинаково интересна и аудиторам, и бухгалтерам, т.к. в ней рассмотрены отдельные вопросы по составлению бухгалтерской отчетности.
Сведения, изложенные в частях IV, V, и VI достаточно специфичны и предназначены для кредитных и страховых организаций, а также негосударственных пенсионных фондов соответственно.

Рассмотрим некоторые рекомендации Минфина России поподробнее.

I. Влияние экономической ситуации

В Рекомендациях Минфин обращает большое внимание на экономическую ситуацию, которая оказывает влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц. В связи с этим отмечено, что возросли обычные аудиторские риски и возникли новые. В свете данных обстоятельств Минфин обращает особое внимание на соблюдение и применение федеральных стандартов по аудиторской деятельности.

II. Осуществление аудиторских процедур

1. В данном разделе Рекомендаций обращено внимание на осуществление следующих аудиторских процедур:

- В отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД №11);
- В отношении информации о связанных сторонах (ФПСАД № 9). В частности, еще раз отмечено, если аудитор не получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о недостаточном раскрытии информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности, то он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.

2. В рекомендациях в отношении соблюдения аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" рекомендовано при осуществлении аудиторских процедур пользоваться кроме федеральных стандартов ФСАД 6/2010 и ФСАД 5/2010, также рекомендациями Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, указанными в письме от 2 октября 2013 г. N 07-02-05/40858.

3. При осуществлении процедур, связанных с рассмотрением соблюдения аудируемым лицом требований, установленных законодательством о противодействии коррупции (в том числе подкупу иностранных должностных лиц), Минфин рекомендует руководствоваться Методическими указаниями по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции, одобренными Советом по аудиторской деятельности 23 сентября 2015 г. (протокол N 18), а также Примерными методическими рекомендациями аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и изданными в соответствии с ними соответствующими методическими документами СРО.

4. В Рекомендациях указано на обязанность аудиторов по информированию государственных органов в соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" о случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в случае, если учредители (участники) или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер.

5. В части мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита обращено особое внимание на ответственность руководителя аудиторской группы за качество выполнения заданий по аудиту, которыми он руководит, а так же за выдачу аудиторского заключения. До выдачи аудиторского заключения, в частности, руководитель аудиторской группы должен проверять рабочие документы аудитора, своевременно осуществлять надзор за ходом выполнения каждого этапа аудита. (ФПСАД №7)

6. Минфин в Рекомендациях указал на то, что при составлении аудиторского заключения должно быть обращено особое внимание, в частности, на следующее:
А) соблюдение требований к составу элементов аудиторского заключения, установленных частью 2 статьи 6 ФЗ "Об аудиторской деятельности";
Б) соблюдение требований к оформлению аудиторского заключения, установленных ФСАД 1/2010, 2/2010, 3/2010;
В) допустимость и обоснованность включения в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными требованиями к форме и содержанию его.
Так же в Рекомендациях при подготовке аудиторских заключений рекомендовано пользоваться Сборником примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

III. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности

В Рекомендациях Минфина особое внимание уделено отдельным вопросам по составлению бухгалтерской отчетности.

1. Создание резерва сомнительных долгов

При создании резерва сомнительных долгов по займам необходимо руководствоваться нормами ПБУ 19/02 и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. Если объект финансовых вложений представляет собой дебиторскую задолженность по предоставленному займу, то формой по обесценению финансовых вложений в отношении такого актива является резерв сомнительных долгов.

2. Учет операций ходжирования финансовых рисков

В Рекомендациях указано, если нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлены конкретные способы ведения определенных операций, то необходимо при разработке соответствующего способа использовать положения Международных стандартов финансовой отчетности.
Способы ведения бухгалтерского учета инструментов хеджирования финансовых рисков и связанных с такими инструментами фактов хозяйственной жизни целесообразно разрабатывать, исходя из МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" или МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка".

3. Признание расходов на выплату премии работникам по итогам за год

Рекомендовано признавать как оценочное обязательство расходы на выплату работникам организации премии по итогам работы за год, так как данные выплаты соответствуют условиям признания оценочных обязательств указанных в ПБУ 8/2010.

4. Определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления

Нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлены способы определения степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления, отличных от работ по договору строительного подряда. Поэтому организациям целесообразно самостоятельно разрабатывать такой способ, исходя из норм ПБУ 2/2008 (в части способа определения степени завершенности работ по договору строительного подряда).

5. Раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо раскрывать информацию от том, что курсовые разницы от переоценки на отчетную дату финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте, отражаются в составе их первоначальной стоимости и не формируют накопленную корректировку стоимости указанных финансовых вложений.

6. Учет взноса организации в компенсационный фонд

Минфин разъяснил, что отчисления (взносы) в компенсационные фонды, формируемые в соответствии с законодательством РФ и иным правилам и стандартам, в бухгалтерском учете признаются расходами (п.2 ПБУ 10/99).

7. Учет наличия и движения отходов производства

В Рекомендациях Минфина еще раз разъяснено, что учет наличия и движения отходов производства отражается на субсчете 10-6 «Прочие материалы» по цене возможного использования или продажи. Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

8. Отражение в бухгалтерском учете затрат на формирование страхового запаса активов

В случае формирования страхового запаса отдельных видов активов (например, оборудования, узлов и запасных частей, материалов), стоимость таких активов рекомендуется определять на основании фактически произведенных затрат на покупку, изготовление и т.д. в соответствии с ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 10/99.

9. Раскрытие информации о выданных гарантиях

Если при выдаче организацией независимой гарантии выполняются условия признания оценочного обязательства в соответствии с ПБУ 8/2010 , то данная гарантия признается в бухгалтерской отчетности как оценочное обязательство. Величина такого оценочного обязательства должна отражать наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству.

В иных случаях гарант раскрывает в бухгалтерской отчетности условное обязательство.

10. Отражение в бухгалтерском учете сумм торгового сбора

Минфин рекомендовал так же порядок учета торгового сбора. Так, суммы торгового сбора, уменьшающие сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, относятся в бухгалтерском учете на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль. Если же организация утратила право на уменьшение налога на прибыль на сумму торгового сбора, то торговый сбор относится на финансовый результат отчетного периода.

Информация о суммах торгового сбора может раскрываться в бухгалтерской отчетности двумя способами:
- или в составе пояснений к показателю текущий налог на прибыль отчета о финансовых результатах (в случае несущественности)
- или как отдельный показатель, детализирующий показатель текущего налога на прибыль (в случае существенности)

11. Отражение взносов в негосударственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств

Данные взносы согласно Рекомендациям отражаются в отчете о движении денежных средств в разделе "Денежные потоки от текущих операций" по группе статей "в связи с оплатой труда работников".

12. Некоторые вопросы по бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций.

А) Средства целевого финансирования, использованные некоммерческой организацией для участия в хозяйственных обществах или товариществах на вере в качестве вкладчика, отражаются в бухгалтерском балансе по отдельной статье в группе статей "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества".
Б) Бывают случаи, когда некоммерческой организации требуется предоставить отчет о движении денежных средств в соответствии с законодательством РФ либо ей принято решение о включении данного отчета в состав приложений к бухгалтерской отчетности. При таких обстоятельствах информация о движении денежных средств раскрывается с учетом особенностей классификации денежных потоков некоммерческой организации применительно к правилам, установленным ПБУ 23/2011, а также применительно к структуре и составу показателей отчета о движении денежных средств, форма которого утверждена приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.

13. Раскрытие федеральным государственным предприятием информации об имуществе, полученным в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда

Минфином рекомендован порядок отражения в бухгалтерском учете ФГУП имущества, полученного в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда и порядок его изъятии.
В бухгалтерском учете ФГУП имущество, полученное в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда, отражается по дебету счетов учета имущества и кредиту счета «Добавочный капитал». При выбытии стоимость данного имущества, отраженного в составе добавочного капитала, переносить в нераспределенную прибыль предприятия.
А при отражении изъятия собственником имущества, полученного сверх размера уставного фонда, на остаточную стоимость имущества в учете отражаются следующие записи: по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" (субсчет "Расчеты по выделенному имуществу") и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Одновременно списывается остаточная стоимость с дебета счета 83 "Добавочный капитал" в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы". Так же одновременно стоимость данного имущества, отраженного в составе добавочного капитала, переносится в нераспределенную прибыль предприятия за минусом остаточной стоимости этого имущества.

14. Хранение документов бухгалтерского учета

В Разъяснениях указано, что до утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета по хранению документов и документообороту, для организации хранения документов применяются Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее), и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 г. N 526.

15. Составление консолидированной финансовой отчетности

Минфин рекомендовал при составлении консолидированной финансовой отчетности руководствоваться кроме стандартов МСФО, также сложившейся практикой применения МСФО на территории Российской Федерации, обобщенной в документах Межведомственной рабочей группы по применению МСФО, образованной Минфином России (ОП1-2012, ОП2-2012, ОП3-2013, ОП4-2013, ОП5-2014, ОП6-2015, ОП7-2015).

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?