Цифровая реальность, цифровые мыши и цифровые коты
27 октября на ежегодной конференции газеты «Ведомости» « Антимонопольное регулирование в России» обсуждались новые практики антимонопольной службы и , соответственно, новые вызовы для бизнеса, а мы – корпоративные юристы задумались о новых способах защиты бизнеса от претензий антимонопольных органов.
В своём выступлении А. Тенишев обратил внимание на то, что антимонопольные органы в рамках расследования дел о картелях освоили новые способы работы с информацией, в том числе с «защищённой информацией» на удаленных серверах.
Новость с сайта Федеральной Антимонопольной Службы от 27.10.2017
В применении к законодательству о торговле внимание антимонопольных органов могут привлекать следующие моменты в коммуникации сотрудников коммерческих подразделений торговых сетей.
В первую очередь, ФАС пристально следит за деятельностью «закупочных союзов», в рамках которых региональные торговые сети могут увеличить свою «рыночную силу» и получить в переговорах с поставщиками коммерческие условия (закупочные цены, порядок поставки), которые позволят им конкурировать с федеральными торговыми сетями на уровне своих розничных, полочных цен. С точки зрения бизнеса и интересов потребителя данная деятельность выглядит крайне положительно. Для поставщиков – это увеличение объёмов поставок, а следовательно, и производства, а для торговых сетей – синергетический эффект и возможность удерживать свои позиции в регионах, не смотря на увеличивающуюся экспансию федеральных торговых сетей.
Но с точки зрения антимонопольного регулировании такая деятельность подпадает под критерии «согласованных действий» или координации деятельности компаний – конкурентов, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции и негативным последствиям для других участников рынка.
Для реализации идеи «закупочных союзов» необходим экономический анализ ситуации в регионе, глубокая правовая проработка самого текста соглашения или договорённостей сторон, а также согласование данной позиции с антимонопольными органами, иначе «цифровой кот» придёт в ваши владения и заберёт от 1 % до 15 % выручки.
С другой стороны, анализ, в том числе санкционированный государственными органами, переписки между сотрудниками коммерческих подразделений торговых сетей и поставщиков может выявить риски «навязывания» коммерческих условий. Такие риски связаны с отсутствием в законодательстве четкого критерия, какой именно уровень «давления», используемый в переговорах крупными поставщиками или крупными торговыми сетями, признается допустимым, а какой уровень – несёт риски нарушения законодательства о торговле. Сложность исполнения таких норм антимонопольного законодательства состоит в необходимости перевода «юридического языка» Закона о торговле на «человеческий язык» общения коммерсантов.
Сохранение внутреннего баланса между пониманием закона и достижением своих целевых показателей возможно только путём регулярного обучения и отработки практических навыков, как устных, так и письменных коммуникаций.
Именно таких целей достигают сотрудники, прошедшие обучение на тренинге «Как не совершить ошибку на миллион» (который разработан специально для решения задач письменной и устной коммуникации в рамках действующего антимонопольного законодательства).