Скидка или скрытое вознаграждение
Как мы уже писали раньше, с января 2017 года правила взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками изменились коренным образом. Поправки, внесённые в Закон о торговле (Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.), существенно ограничили возможность для торговой сети взимать денежные средства с поставщиков за маркетинговые и прочие услуги, ведь совокупный размер вознаграждения не должен превышать пресловутых 5%.
Как и прогнозировали эксперты рынка, основными инструментами, заменившими «фальшмаркетинг», стали скидки и штрафные санкции.
Еще в процессе обсуждения поправок в Закон о торговле в 2016 году под эгидой ФАС была создана специальная рабочая группа, которая проанализировала добросовестные и недобросовестные практики. Результатом её работы стала следующая позиция антимонопольного органа, оставляющая определенную свободу в договорных отношениях между сетями и поставщиками:
Условия определения (изменения) цены продовольственных товаров, в том числе основание, период изменения и его размер, определяются сторонами договора поставки продовольственных товаров по своему усмотрению с учетом ограничений, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона о торговле, не допускающих включение в договор поставки продовольственных товаров как условий о совершении в отношении поставленных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке и упаковке этих товаров, иных подобных услуг, так и условий об изменении цены за совершение перечисленных действий.
При этом часть 12 статьи 9 Закон о торговле не содержит ограничений на включение в договор поставки продовольственных товаров условий об определении (снижении) поставщиком цены продовольственных товаров в связи с исполнением условий договора поставки, а также не содержит ограничений на включение в договор поставки условий о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, на определенный период при условии реализации последним товара розничным потребителям со снижением цены в не меньшем размере в согласованный сторонами период времени (в соответствии с разъяснениями ФАС России от 18.11.2016 года).
Если стороны не пришли к соглашению о пропорциональном снижении цены на полке, итоговой цены для покупателя, то таких нормативных или рекомендованных условий Закон и разъяснения антимонопольных органов до настоящего момента не содержали.
Однако, проверки, проведённые антимонопольными органами в 69 регионах, да и практика взаимодействия федеральных сетей, вынуждает ФАС изменить свою позицию в вопросе скидок и настаивать на том, чтобы обязательство «транслировать» скидку на полку было закреплено в соглашении сторон. В противном случае у обеих сторон - и у торговой сети, и у поставщика - есть риски привлечения к ответственности (а это ни много ни мало от 2–х до 5–ти миллионов рублей за каждый случай) за намерение обойти закон и уплатить «скрытое вознаграждение».
На эту недобросовестную практику обратил внимание Тимофей Нижегородцев, Начальник управления Федеральной антимонопольной службы по регулированию торговли и социальной сферы. Он же предупредил, что соответствующие разъяснения Закона скоро будут представлены общественности.
Конечно, мы понимаем, что вопрос регулирования скидок лежит несколько вне сферы компетенции антимонопольных органов и относится к сфере гражданских (договорных) отношений сторон.
Однако, какую позицию займут судебные органы, мы сможем узнать только через несколько лет, а разбирательства в связи с нарушением антимонопольного законодательства в торговых сетях могут начаться в ближайшее время после публикации позиции ФАС и окончания соответствующих проверок.